Назад к статьям

Инновации и стремление к устойчивости: тренды телеком-рынка в 2025 году

19.12.2024

Разбираем новые технологии и регуляторные требования, которые определят рынок телекоммуникаций.

В 2024 год телеком-рынок вошел с рекордными за 10 лет показателями — 5% рост год к году или 1,9 трлн рублей в абсолютных цифрах. Отдельные сегменты растут еще быстрее ― так, рынок унифицированных коммуникаций прибавил в 2024 году 21%. Доступная стоимость интернета создала массовую аудиторию для распространения цифровых сервисов: маркетплейсов, доставки, онлайн-телевидения, каршеринга и многих других.

Объем инвестиций в отрасль остается стабильно высоким и составляет около 550 млрд рублей в год в течение последних трех лет или около 3,1% от общего объема инвестиций крупных и средних компаний в России.

Вместе с тем давление на отрасль оказывает рост ключевой ставки ЦБ РФ и ужесточение регуляторных требований к импортозамещению и кибербезопасности.

О трендах телеком-рынка в 2025 году рассказывает Павел Савасин, продакт-менеджер биллинговой системы LANBilling.

Развитие экосистемного подхода

Будущее телеком-рынка эксперты связывают с развитием экосистемных предложений: интернет, телефония и телевидение будут идти в паре с медиасервисами — например, стриминговыми платформами, банковскими и страховыми услугами, умными технологиями и сервисами онлайн-образования и здоровья.

Экосистема как подход к реализации клиентского сервиса доступен не только крупнейшим, но и средним и малым игрокам телеком-рынка за счет партнерских программ.

Господдержка отрасли

В утвержденной Правительством страны стратегии развития отрасли связи до 2035 года государство планирует предоставлять телеком-компаниям льготы и преференции. Для операторов фиксированной связи предусмотрены следующие меры:

  • снижение страховых взносов до 7,6%;
  • уменьшение налога на прибыль до 3%;
  • отмена плановых проверок надзорных органов до 2030 года;
  • приостановка требований «закона Яровой» по хранению видеотрафика и увеличению емкости носителей на 15%;
  • индексации тарифов операторов связи;
  • льготные кредиты по ставке не более 3% на покупку телекоммуникационного оборудования и поддержку инфраструктуры связи.

В числе факторов, сдерживающих развитие телеком-рынка, эксперты называют рост себестоимости услуг в условиях курса на технологический суверенитет и импортозамещение.

ИИ как драйвер трансформации

Основная сфера использования ИИ в телекоме — совершенствование клиентского опыта. На индустрию окажет влияние развитие генеративного ИИ, который позволит снизить себестоимость качественной аналитики и клиентской поддержки. По оценкам консалтинговой компании McKinsey, внедрение решений на базе генеративного ИИ способно обеспечить компании дополнительный маржинальный доход в 3-4% в течение двух лет и 8-10% на горизонте пяти лет.

Что могут модели генеративного ИИ:

  • повышать эффективность работы специалистов клиентской поддержки, а по мере развития моделей полностью заменить работников;
  • достигать уровня персонализации, который невозможен силами живых операторов, причем в омниканальном режиме и с адаптацией к tone of voice каждой из платформ;
  • совершенствовать аналитику, обеспечивать оператору максимум информации о поведении, предпочтениях и жалобах клиентов.

По данным CNews со ссылкой на Минэкономразвития, Россия занимает четвертое место в мире по численности генеративных моделей и входит в топ-10 стран по объему совокупных вычислительных мощностей.

Умные города и безопасная среда

Видеонаблюдение, интеллектуальная домофония и системы управления городской инфраструктурой становятся стандартами девелопмента в крупных городах. Проект Минстроя России «Умный город» подразумевает активное участие операторов фиксированной связи в цифровизации городского хозяйства.

Системы видеонаблюдения и домофонии требуют мощной инфраструктуры для обработки и хранения данных. Операторы могут предложить решения для эффективного управления подписками и оплатами таких сервисов.

Использование облачных платформ и искусственного интеллекта в «умных городах» позволит интегрировать биллинг с умными сервисами, обеспечивая не только безопасное и эффективное управление ресурсами, но и удобство для конечных пользователей. В результате операторы могут предлагать более гибкие тарифы, улучшать качество обслуживания и оптимизировать процессы в реальном времени.

Интернет вещей (IoT)

По итогам 2023 года объем российского рынка интернета вещей достиг 172 млрд рублей. В телекоммуникациях чаще всего используется стандарт NB-IoT — технология узкополосного интернета вещей. Преимущества технологии — низкое энергопотребление и высокая дальность передачи данных, до 10 км в городе и до 40 км на открытой местности.

1 ноября 2024 года Росстандарт утвердил ГОСТ для этого протокола передачи данных. Операторы могут интегрировать IoT-системы для управления умными домами, мониторинга состояния сетевой инфраструктуры и улучшения пользовательского опыта. Сети связи становятся основой IoT-решений для умных городов, промышленности и транспорта, операторы устанавливают и подключают камеры видеонаблюдения, умные системы учета и интеллектуальные системы для транспорта.

Импортозамещение и технологический суверенитет

Требования Минпромторга к уровню локализации телеком-оборудования ставят отрасль в затруднительное положение, когда российских аналогов просто не существует для ряда иностранных компонентов. 80% сетевого и 95% клиентского оборудования сетей фиксированной связи представлены иностранными производителями.

Российские компании в сотрудничестве с вендорами ведут разработку отечественных решений. В их числе такие предприятия как Eltex, RDP, Qtech и SNR​.

Защита критической инфраструктуры

В 2024 году количество кибератак на российские компании выросло более чем в два раза год к году. 10% из них пришлось на телекоммуникационную инфраструктуру.

В таких обстоятельствах государство ожидаемо идет на ужесточение мер контроля за безопасностью объектов критической информационной инфраструктуры (КИИ). Так, с 1 января 2025 года категорирование объектов КИИ полностью переходит под контроль государства в лице ФСТЭК. Эта мера направлена против занижения численности и категории объектов КИИ на предприятиях с целью снизить расходы на кибербезопасность.

Кроме того, госкомпаниям запрещается использовать на объектах КИИ иностранное программное обеспечение и аппаратную часть.

За нарушение требований безопасности КИИ предусмотрена административная и уголовная ответственность. Строгость наказания зависит от масштаба последствий — за нарушения, выявленные при проверке, можно получить штраф, а за инцидент с человеческими жертвами — срок до 10 лет.

Также к сентябрю 2025 года законодатели планируют ограничить возможность пропуска голосового трафика в телефонных сетях общего пользования. Эта услуга будет доступна только при наличии лицензии на предоставление услуг местной телефонии и передачи данных.

Дефицит квалифицированных IT-специалистов

Телеком-отрасль испытывает серьезную нехватку инженерных кадров.

В абсолютных цифрах нехватка специалистов оценивается в 500-700 тысяч человек.

В наибольшем дефиците ― инженеры-схемотехники, конструкторы, тестировщики, DevOps-инженеры и разработчики С/С++. Операторам, которые занимаются предоставлением услуг связи, не хватает линейного персонала — монтажников и специалистов техподдержки. Конкурировать за рабочие руки приходится со службами курьерской доставки и складами крупных маркетплейсов.

По данным сервиса HeadHunter, в 2024 году медианная зарплата в отрасли выросла на 18% год к году и составила около 105 тысяч рублей, но эта компенсация остается недостаточной для закрытия вакансий.

Оптимизация расходов и рост тарифов

Растет фонд оплаты труда, стоимость оборудования и комплектующих, дополнительную финансовую нагрузку создают требования регулятора по кибербезопасности критической инфраструктуры и переходу на отечественное ПО.

В сложившейся ситуации участники телеком-рынка все больше внимания уделяют оптимизации расходов.

В числе самых эффективных мер оптимизации — автоматизация работы службы поддержки, перевод на аутсорс части бизнес-процессов и организация управленческого учета. Работу с требованиями ФСТЭК и других регуляторных органов также нередко передают на аутсорс, на рынке есть предложения от узкоспециализированных компаний и специалистов.

Все это приводит к тому, что большинство участников рынка планируют повышать тарифы на услуги. Это отражает рост себестоимости услуг и инфляционные ожидания в 2025 году.

Баланс приоритетов для телеком-рынка

В 2025 году представителям телеком-отрасли предстоит находить компромисс между задачами технологического обновления и сохранения текущей устойчивости и рентабельности бизнеса.

В среднесрочной перспективе конкурентоспособность телеком-бизнеса будет зависеть от объема инвестиций в ИИ, интернет вещей, межмашинные коммуникации и другие прорывные технологии.

В ближайшей перспективе задачи участников рынка в большей мере связаны с вопросами кибербезопасности, импортозамещения, преодоления кадрового дефицита и поддержания положительной юнит-экономики.

Больше новостей телеком-рынка ― в нашем телеграм-канале. Подписывайтесь!

Заказать обратный звонок

обновить картинку
Нажимая на кнопку «Отправить», я даю согласие на обработку персональных данных и соглашаюсь c политикой конфиденциальности

Политика в отношении обработки
персональных данных

1. Общие положения

Настоящая политика обработки персональных данных составлена в соответствии с требованиями Федерального закона от 27.07.2006. №152-ФЗ «О персональных данных» и определяет порядок обработки персональных данных и меры по обеспечению безопасности персональных данных, предпринимаемые ООО "Сетевые решения" (далее – Оператор).

1.1. Оператор ставит своей важнейшей целью и условием осуществления своей деятельности соблюдение прав и свобод человека и гражданина при обработке его персональных данных, в том числе защиты прав на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну.

1.2. Настоящая политика Оператора в отношении обработки персональных данных (далее – Политика) применяется ко всей информации, которую Оператор может получить о посетителях веб-сайта https://www.lanbilling.ru/.

2. Основные понятия, используемые в Политике

2.1. Автоматизированная обработка персональных данных – обработка персональных данных с помощью средств вычислительной техники;

2.2. Блокирование персональных данных – временное прекращение обработки персональных данных (за исключением случаев, если обработка необходима для уточнения персональных данных);

2.3. Веб-сайт – совокупность графических и информационных материалов, а также программ для ЭВМ и баз данных, обеспечивающих их доступность в сети интернет по сетевому адресу https://www.lanbilling.ru/;

2.4. Информационная система персональных данных — совокупность содержащихся в базах данных персональных данных, и обеспечивающих их обработку информационных технологий и технических средств;

2.5. Обезличивание персональных данных — действия, в результате которых невозможно определить без использования дополнительной информации принадлежность персональных данных конкретному Пользователю или иному субъекту персональных данных;

2.6. Обработка персональных данных – любое действие (операция) или совокупность действий (операций), совершаемых с использованием средств автоматизации или без использования таких средств с персональными данными, включая сбор, запись, систематизацию, накопление, хранение, уточнение (обновление, изменение), извлечение, использование, передачу (распространение, предоставление, доступ), обезличивание, блокирование, удаление, уничтожение персональных данных;

2.7. Оператор – государственный орган, муниципальный орган, юридическое или физическое лицо, самостоятельно или совместно с другими лицами организующие и (или) осуществляющие обработку персональных данных, а также определяющие цели обработки персональных данных, состав персональных данных, подлежащих обработке, действия (операции), совершаемые с персональными данными;

2.8. Персональные данные – любая информация, относящаяся прямо или косвенно к определенному или определяемому Пользователю веб-сайта https://www.lanbilling.ru/;

2.9. Пользователь – любой посетитель веб-сайта https://www.lanbilling.ru/;

2.10. Предоставление персональных данных – действия, направленные на раскрытие персональных данных определенному лицу или определенному кругу лиц;

2.11. Распространение персональных данных – любые действия, направленные на раскрытие персональных данных неопределенному кругу лиц (передача персональных данных) или на ознакомление с персональными данными неограниченного круга лиц, в том числе обнародование персональных данных в средствах массовой информации, размещение в информационно-телекоммуникационных сетях или предоставление доступа к персональным данным каким-либо иным способом;

2.12. Трансграничная передача персональных данных – передача персональных данных на территорию иностранного государства органу власти иностранного государства, иностранному физическому или иностранному юридическому лицу;

2.13. Уничтожение персональных данных – любые действия, в результате которых персональные данные уничтожаются безвозвратно с невозможностью дальнейшего восстановления содержания персональных данных в информационной системе персональных данных и (или) уничтожаются материальные носители персональных данных.

3. Оператор может обрабатывать следующие персональные данные Пользователя

3.1.Фамилия, имя, отчество;

3.2.Электронный адрес;

3.3.Номера телефонов;

3.4. Также на сайте происходит сбор и обработка обезличенных данных о посетителях (в т.ч. файлов «cookie») с помощью сервисов интернет-статистики (Яндекс Метрика и Гугл Аналитика и других).

3.5. Вышеперечисленные данные далее по тексту Политики объединены общим понятием Персональные данные.

4. Цели обработки персональных данных

4.1. Цель обработки персональных данных Пользователя —информирование Пользователя посредством отправки электронных писем; предоставление доступа Пользователю к сервисам, информации и/или материалам, содержащимся на веб-сайте; информирование Пользователя посредством телефонного звонка.

4.2. Также Оператор имеет право направлять Пользователю уведомления о новых продуктах и услугах, специальных предложениях и различных событиях. Пользователь всегда может отказаться от получения информационных сообщений, направив Оператору письмо на адрес электронной почты itdep@lanbilling.ru с пометкой «Отказ от уведомлений о новых продуктах и услугах и специальных предложениях».

4.3. Обезличенные данные Пользователей, собираемые с помощью сервисов интернет-статистики, служат для сбора информации о действиях Пользователей на сайте, улучшения качества сайта и его содержания.

5. Правовые основания обработки персональных данных

5.1. Оператор обрабатывает персональные данные Пользователя только в случае их заполнения и/или отправки Пользователем самостоятельно через специальные формы, расположенные на сайте https://www.lanbilling.ru/. Заполняя соответствующие формы и/или отправляя свои персональные данные Оператору, Пользователь выражает свое согласие с данной Политикой.

5.2. Оператор обрабатывает обезличенные данные о Пользователе в случае, если это разрешено в настройках браузера Пользователя (включено сохранение файлов «cookie» и использование технологии JavaScript).

6. Порядок сбора, хранения, передачи и других видов обработки персональных данных

Безопасность персональных данных, которые обрабатываются Оператором, обеспечивается путем реализации правовых, организационных и технических мер, необходимых для выполнения в полном объеме требований действующего законодательства в области защиты персональных данных.

6.1. Оператор обеспечивает сохранность персональных данных и принимает все возможные меры, исключающие доступ к персональным данным неуполномоченных лиц.

6.2. Персональные данные Пользователя никогда, ни при каких условиях не будут переданы третьим лицам, за исключением случаев, связанных с исполнением действующего законодательства.

6.3. В случае выявления неточностей в персональных данных, Пользователь может актуализировать их самостоятельно, путем направления Оператору уведомление на адрес электронной почты Оператора itdep@lanbilling.ru с пометкой «Актуализация персональных данных».

6.4. Срок обработки персональных данных является неограниченным. Пользователь может в любой момент отозвать свое согласие на обработку персональных данных, направив Оператору уведомление посредством электронной почты на электронный адрес Оператора itdep@lanbilling.ru с пометкой «Отзыв согласия на обработку персональных данных».

7. Трансграничная передача персональных данных

7.1. Оператор до начала осуществления трансграничной передачи персональных данных обязан убедиться в том, что иностранным государством, на территорию которого предполагается осуществлять передачу персональных данных, обеспечивается надежная защита прав субъектов персональных данных.

7.2. Трансграничная передача персональных данных на территории иностранных государств, не отвечающих вышеуказанным требованиям, может осуществляться только в случае наличия согласия в письменной форме субъекта персональных данных на трансграничную передачу его персональных данных и/или исполнения договора, стороной которого является субъект персональных данных.

8. Заключительные положения

8.1. Пользователь может получить любые разъяснения по интересующим вопросам, касающимся обработки его персональных данных, обратившись к Оператору с помощью электронной почты itdep@lanbilling.ru.

8.2. В данном документе будут отражены любые изменения политики обработки персональных данных Оператором. Политика действует бессрочно до замены ее новой версией.

8.3. Актуальная версия Политики в свободном доступе расположена в сети Интернет по адресу https://www.lanbilling.ru/privacy/.